ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Зрительно-пространственное восприятие предметов обеспечивается такими понятиями, как глазомер, острота зрения и поле зрения. Необходимые условия для успешного освоения письма и чтения обеспечивает целостность поля зрения, его разносторонность и так называемая относительная широта.



Все эти функции, обеспечивающие зрительно-пространственное восприятие ребенка, формируются в основном в дошкольном возрасте. Примерно с шести лет поле зрения ребенка делает настолько резкий скачок в своем развитии, что его можно почти сравнить с полем зрения взрослого. Что же касается остроты зрения, то она формируется у детей до семи лет.



Но, как показывает практика, далеко не все первоклассники могут похвастаться хорошей зрительной памятью, а также тонкостью и дифференцированностью зрительного восприятия. Зачастую преподаватели отмечают поверхностность и фрагментарность данного процесса. Особое беспокойство вызывает тот факт, что последние лет десять количество детей младшего школьного возраста с явными нарушениями зрительно-пространственного восприятия перманентно возрастает. Причина этого печального явления очевидна — повальное пользование всякого рода гаджетами, к которым многие дети привыкают чуть ли не с младенческого возраста. Можно спорить с друзьями, знакомыми и близкими; можно даже убедить себя в мнимой безвредности этих гаджетов. Но истина дороже — вред постоянного и бесконтрольного использования этих девайсов очевиден.



Что, с большой долей вероятности, ожидает школьника со слабым развитием зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти?
Во-первых, проблемы формирования зрительного образа элементарных символов: цифр, букв, прочих графических элементов; трудности с различением сходных по конфигурации букв и цифр — дети часто или не дописывают элементы цифр и букв, или, наоборот, добавляют лишние элементы; зачастую путают одни буквы и цифры с другими (из-за их графического сходства).



Во-вторых, нарушение зрительно-пространственного восприятия выливается в серьезные проблемы с чтением: дети слабо запоминают конфигурации букв, что и объясняет во многих случаях медленный темп чтения; пытаются угадывать буквы, пропускают, переставляют или добавляют их. Как результат — прочитанное понимается с трудом. Визуально у таких детей при чтении можно наблюдать постоянные возвратные движения глаз. Иногда преподаватели наблюдают у таких детей зеркальное написание цифр, букв и прочих графических элементов.
В третьих, нарушение зрительно-пространственного восприятия вызывает трудности в копировании цифр, букв и геометрических фигур: дети испытывают проблемы с определением геометрических фигур, осуществляя замену одних элементов другими фигурами, сходными по форме (квадрат — на ромб или прямоугольник, круг — на овал и так далее).


Все вышесказанное подчеркивает важность формирования зрительного восприятия. Правильное же формирование данного процесса возможно лишь при проведении специальной работы с детьми (особенно с теми, у которых отмечаются заниженные показатели по данному параметру) начиная уже с 5 лет.